РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «УСТЬ-ОРДЫНСКОЕ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03.03.2021 г. №97 п. Усть-Ордынский
Об утверждении Методических рекомендаций
о мерах по снижению коррупционных рисков при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения муниципальных нужд
В целях предотвращения коррупционных проявлений и создания условий для здоровой конкуренции при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд п. Усть-Ордынский», во исполнение Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Законом Иркутской области от 13.10.2010 № 92-03 "О противодействии коррупции в Иркутской области"; Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь ст.ст. 22,45 Устава муниципального образования «Усть-Ордынское», ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Методические рекомендации о мерах по снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать заказчикам в лице муниципальных заказчиков уполномоченному на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков органу - администрации «Усть-Ордынское» в лице сектора по закупкам осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" руководствоваться рекомендациями, утвержденными настоящим постановлением.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Усть-ОрдаИнформ» и на официальном сайте администрации муниципального образования «Усть-Ордынское»
Глава Е.Т. Бардаханов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации о мерах по снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - Методические рекомендации, Меры по снижению коррупционных рисков) разработаны в целях снижения коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд п. Усть-Ордынский, приводящих к необоснованному снижению конкуренции и увеличению расходов средств бюджета, для использования в работе заказчиками в лице муниципальных заказчиков (далее - заказчиками) и уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования в лице сектора по закупкам (далее - уполномоченным органом), осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере ; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области: Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); Федеральным законом от 25.12.2008 №273 "О противодействии коррупции”; , Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. №606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаях и условиях их применения"; Законом Иркутской области от 13.10.2010 №92-03 "О противодействии коррупции в Иркутской области"; Приказом от 12.09.2014 №153-мп "Об утверждении методики определения коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области"; Приказом министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 14.08.2014 г. №131-мп "Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения государственных нужд Иркутской области";
2. В настоящей Методике используются следующие понятия и определения: коррупционные риски - это заложенные в контрактной системе вероятные возможности для действий (бездействия) должностных лиц, направленных на злоупотребление служебным положением, получением выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, а также обстоятельства, провоцирующие должностных лиц на незаконное извлечение материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных обязанностей; уполномоченный орган - уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков орган - администрация муниципального образования « Усть-Ордынское » в лице сектора по закупкам; муниципальный заказчик - администрация МО «Усть-Ордынское » , структурные подразделения администрации, наделенные правами юридического лица - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных Федеральным законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В случае, если в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта; Понятия и термины, используемые в Методике, не указанные в настоящем пункте, применяются в значениях, определенных Законом.
3. Методика содержит критерии определения коррупционных рисков на каждом этапе осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и меры по снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок.
4. Действие Методики распространяется на должностных лиц в лице муниципальных заказчиков осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Наличие определенных Методикой критериев коррупционных рисков при осуществлении закупок является индикатором, свидетельствующим о коррупционной составляющей закупок.
Глава 2. Коррупционные риски на этапах осуществления закупок товаров, работ, услуг.
1. Коррупционные риски на этапе планирования закупок, возможные способы их снижения.
1.1. К коррупционным рискам на этапе планирования закупок относятся:
1) использование при расчете начальной (максимальной) цены контракта заведомо завышенных ценовых предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2) осуществление расчета начальной (максимальной) цены контракта без учета ценовых предложений производителей товаров;
3) необоснованное сокращение срока исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (возникновение риска участия в закупке единственного участника закупки, имеющего информацию о закупке, полученную незаконным способом, и уже частично исполнившего обязательства по закупке);
4) осуществление закупки в конце года (возникновение риска сговора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), исполнение контракта после подписания акта сдачи-приемки и получения бюджетных средств, вероятность получения некачественных товаров, работ, услуг;
5) необоснованное ограничение круга возможных участников закупки;
6) необоснованное сужение видов товаров, работ, услуг, удовлетворяющих потребности заказчика;
7) необоснованный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по срокам, цене, объему, особенностям объекта закупки, конкурентоспособности и специфике рынка;
9) необоснованное затягивание (ускорение) процесса осуществления закупок.
1.2. Для снижения коррупционных рисков на этапе планирования закупок необходимо осуществлять:
1) всестороннее исследование рынка;
2) документальное оформление результатов мониторинга исследования рынка;
3) формирование начальной (максимальной) цены контракта по минимальной стоимости товара, работы, услуги при соблюдении требований к их качеству и учете потребностей заказчика;
4) обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с требованиями Закона;
5) применение заказчиками методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Коррупционные риски на этапе разработки документации о закупке и извещения об осуществлении закупки, возможные способы их снижения.
2.1. К коррупционным рискам на этапе разработки документации о закупке и извещения об осуществлении закупки относятся:
1) несоответствие закупаемого объекта имеющимся ресурсам (финансовым, кадровым);
2) несоответствие указанного в техническом задании качества товаров, работ, услуг начальной (максимальной) цене товаров, работ, услуг, заложенной в проект контракта;
3) отсутствие достаточных для формирования заявки технических характеристик товаров, работ, услуг;
4) включение в документацию требований о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, ограничивающих участие других поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть разработка документации под определенного поставщика (подрядчика, исполнителя);
5) наличие описательных характеристик товара, работ, услуг, ведущих к ограничению конкуренции;
6) неопределенность и противоречивость условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), условий контракта, условий исполнения контракта, условий приемки товара, работы, услуги, гарантийных обязательств (возникновение риска выбора определенного поставщика (подрядчика, исполнителя);
7) наличие в документации об осуществлении закупки обязательных требований к участнику закупки, не предусмотренных Законом;
8) несоответствие наименования объекта закупки наименованию закупки, указанному в спецификации, техническом задании и (или) предмету проекта контракта;
9) необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) необходимых условий контракта;
10) формирование перечня требований к товару, работе, услуге, не влияющих на их функциональные и качественные свойства;
11) непоследовательное изложение требований к товарам, работам, услугам (когда такие требования разрознены, включены в различные части документации о закупке);
12) наличие орфографических ошибок, описок, а также использование латинских символов в наименовании объекта закупок, затрудняющих поиск закупок на официальном сайте;
13) объединение в одном лоте товаров, работ, услуг, функционально и технологически не связанных между собой;
14) включение в проект контракта условий, заведомо предполагающих заключение договоров субподряда с определенными организациями;
15) установление сроков исполнения обязательств по контракту, не позволяющих исполнить такие обязательства; 16) отсутствие в проекте контракта условий об ответственности заказчика за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
2.2. Для снижения коррупционных рисков на этапе разработки документации о закупке и извещения об осуществлении закупки необходимо:
1) проведение экспертами либо лицами, лично не заинтересованными в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), экспертизы документов и сведений, входящих в состав заявки заказчика, на соответствие требованиям Закона и антимонопольного законодательства;
2) применение форм типовой документации о закупке, в соответствии с требованиями действующего законодательства, информацией, включенной в планы-графики закупок.
3) применение заказчиком типовых форм контрактов, типовых условий контрактов, в соответствии с требованиями, предусмотренными ч.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. №606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаях и условиях их применения", Приказом министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 14.08.2014 г. №131-мп "Об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения государственных нужд Иркутской области", дальнейшее представление проекта контракта в срок, не менее, чем за 5 рабочих дней до даты подачи в уполномоченный орган заявки на закупку на согласование в Отдел по правовому обеспечению на соответствие условий проекта контракта требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
4) внимательное заполнение документации о закупке, исключающее наличие орфографических ошибок, описок;
5) проверка документации о закупке перед утверждением руководителем должностного лица, составившего ее, а также должностным лицом уполномоченного органа на соответствие требованиям действующего законодательства, информации, включенной в планы-графики закупок, наличию орфографических ошибок и описок, перед ее размещением в Единой информационной системе;
5) установление реальных сроков исполнения обязательств;
6) подробное указание в документации о закупке критериев оценки условий исполнения контракта и четко сформулированных условий подтверждения таких критериев;
7) исключение личных контактов должностных лиц с участниками закупок. 3. Коррупционные риски на этапе осуществления конкурентных процедур, возможные способы их снижения.
3.1. К коррупционным рискам на этапе осуществления конкурентных процедур относятся:
1) внесение изменений в документацию путем установления дополнительных требований к объекту закупки, изменения его отдельных характеристик (критериев) с целью усложнения процесса подготовки заявки на участие в закупке;
2) многократное (более трех раз) внесение изменений в документацию об осуществлении закупки, в том числе по мере приближения к сроку окончания подачи заявок;
3) предоставление неполной или разной информации о закупке, подмена разъяснений ссылками на документацию о закупке;
4) прямые контакты, переговоры с участником (участниками) закупок;
5) оглашение неполной, недостоверной, несуществующей информации о предложениях участников закупок;
6) препятствие участникам, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе (запросе котировок, запросе предложений) присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с заявками (конвертов с окончательными предложениями) и осуществлять аудио- и видеозаписи такой процедуры;
7) сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов, изменение аудиозаписи процедуры вскрытия заявок;
8) подлог, добавление, изъятие, непринятие заявок на участие в закупках;
9) дискриминация по отношению к участникам закупки;
10) манипуляции с заявками участников закупки, включая принятие опоздавших предложений, потерю поступивших заявок, регистрацию заявок не в том порядке, в котором они поступили, отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе или запросе котировок, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации;
11) разглашение информации о ходе рассмотрения заявок участников закупки до размещения протокола рассмотрения заявок (протокола квалификационного отбора, протокола рассмотрения заявки единственного участника, протокола рассмотрения единственной заявки участника) в ЕИС.
3.2. Для снижения коррупционных рисков на этапе осуществления конкурентных процедур необходимо:
1) формирование Единой Комиссии по закупкам из компетентных лиц, лично незаинтересованных в результатах проведения конкурентных процедур;
2) обеспечение защищённости, неприкосновенности и конфиденциальности поданных заявок на участие в закупках, рассмотрение их содержания только после открытия доступа к документации;
3) осуществление уполномоченным органом аудиозаписи рассмотрения документации с заявками на участие в конкурсе (запросе котировок, запросе предложений) с окончательными предложениями;
4) оборудование комнат для проведения заседаний комиссии по осуществлению закупок системами контроля и видеонаблюдения;
5) рекомендуется не допускать: необоснованного допуска к торгам или наоборот необоснованного ограничения допуска; предоставления участникам преимуществ, непредусмотренных Законом о контрактной системе; использования необъявленных и/или недопустимых условий допуска к закупке; разглашения информации о ходе рассмотрения заявок участников закупки до размещения протокола рассмотрения заявок (протокола квалификационного отбора, протокола рассмотрения заявки единственного участника, протокола рассмотрения единственной заявки участника) в БИС; необоснованной дискриминации в отношении участников закупки при оценке заявок; предоставления необоснованной преференции участникам закупки при оценке заявок; проведения оценки заявок участников закупки по критериям и их величинам значимости, не установленным в документации о закупке; не размещения или нарушения сроков размещения результатов определения поставщиков.
4. Коррупционные риски на этапе заключения и исполнения контракта, возможные способы их снижения.
4.1. К коррупционным рискам на этапе заключения и исполнения контракта относятся:
1) затягивание (препятствие) процедуры обжалования результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) необоснованные изменения условий контракта;
3) затягивание (ускорение) заключения контракта;
4) запрос недопустимых или необъявленных документов и сведений;
5) необоснованный отказ от заключения контракта;
6) необоснованно жесткое администрирование контракта заказчиком, вмешательство в хозяйственную деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя);
7) затягивание со стороны заказчика сроков предоставления информации, необходимых материалов для исполнения предусмотренных контрактом обязательств;
8) отсутствие контроля за исполнением гарантийных обязательств по контракту либо игнорирование гарантийного периода;
9) необоснованные претензии по объему и срокам предоставления гарантий;
10) изменение заказчиком условий гарантийного обслуживания;
11) заключение контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или лицом, с которым заключается контракт, при обнаружении, что он не соответствует требованиям, указанным в документации о закупке, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
4.2. Для снижения коррупционных рисков на этапе заключения и исполнения муниципального контракта необходимо:
1) назначение ответственных лиц за заключение и исполнение контракта;
2) осуществление заказчиком оперативного контроля за процедурой заключения контракта, соблюдением условий исполнения контракта;
3) на этапе исполнения контракта рекомендуется не допускать: необоснованно жесткого администрирования исполнения контракта вплоть до вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика, подрядчика, исполнителя; затягивания заказчиком предоставления сведений и информации, необходимых для исполнения контракта; обременения контракта дополнительными необъявленными условиями; необоснованного отвлечения поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта; заключения дополнительных соглашений об изменении существенных условий контракта, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактном системе.
5. Коррупционные риски на этапе осуществления приемки товара, выполнения работ, возможные способы их снижения.
5.1. К коррупционным рискам на этапе приемки товара, выполнения работ, оказания услуг относятся:
1) необоснованно жесткие (мягкие) или не оговоренные в контракте условия приемки товара, работы, услуги;
2) необоснованное затягивание (ускорение) приемки товара, работы, услуги и их оплаты;
3) приемка и (или) оплата товара, работы, услуги, которые в действительности не поставлены (не выполнены, не оказаны) либо не соответствуют изначально заявленным требованиям контракта;
5.2. Для снижения коррупционных рисков на этапе приемки товара, выполнения работ, оказания услуг необходимо:
1) назначение заказчиком лиц, ответственных за приемку и оплату товаров, выполнение работ, оказание услуг;
2) включение в состав приемочных комиссий экспертов (специалистов), выдвижение обоснованных претензий по количеству (объемам) товаров (работ) и качеству товаров (работ, услуг);
3) исключение фактов оплаты за товары, работы, услуги до их фактической приемки, удостоверенной актами приема-передачи;
4) применение заказчиком типовых инструкций по приемке товаров, выполнения работ, оказания услуг;
5) надлежащий контроль за исполнением условий контракта, в том числе гарантийных обязательств. Рекомендуется взыскивать неустойку в виде штрафов и пеней за каждый случай ненадлежащего исполнения обязательств, в том числе за просрочку исполнения обязательств по контракту, предусмотренных в таком контракте. Контролировать осуществление закупочной деятельности могут также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц на любом этапе осуществления закупок, в связи с чем, рекомендуется всячески содействовать осуществлению общественного контроля.
Глава 3. Уголовная ответственность за коррупционные нарушения в сфере закупок.
За нарушения в сфере закупок, квалифицируемые как коррупционные действия, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со следующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации: Статья 204 "Коммерческий подкуп". Статья 285 "Злоупотребление должностными полномочиями". Статья 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств". Статья. 286 "Превышение должностных полномочий". Статья 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности". Статья 290 "Получение взятки". Статья 291 "Дача взятки". Статья 291.1 "Посредничество во взяточничестве". Статья 292 "Служебный подлог". Статья 304 "Провокация взятки либо коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд".
Таким образом, коррупционные действия — отдельная группа правонарушений в сфере закупок, отличительной чертой которых является нацеленность должностного лица на получение личной выгоды за противоправные умышленные действия/бездействие с использованием своего служебного положения в интересах лица, обещающего соответствующее вознаграждение. Основными причинами интенсификации коррупционных преступлений, посягающих на систему закупок, являются: несовершенство действующего законодательства в данной области; неполное и нерегулярное финансирование муниципальных нужд; незнание и непонимание специалистами, занятыми в сфере закупок, смысла выполняемых процедур; незнание участниками закупок своих прав и обязанностей, неумение (а, зачастую, и нежелание) отстаивать свои права; неверие общества в возможности честной открытой конкуренции при проведении торгов, беспристрастность заказчиков; недобросовестные действия отдельных муниципальных служащих, принимающих решения о проведении и о ходе процедур закупок. Эффективное управление закупками во многом основывается на профессиональном осуществлении закупочной деятельности.
В данном направлении рекомендуется: строго регламентировать полномочия работников заказчика и уполномоченного органа на всех этапах осуществления закупки; проводить антикоррупционную экспертизу документации о закупке; проводить аттестационные мероприятия на предмет соответствия занимаемой должности, невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей; к работникам заказчика и уполномоченного органа, применять меры дисциплинарной ответственности в рамках трудового законодательства; осуществлять техническое обеспечение закупочной деятельности в виде: оборудования комнат для проведения заседаний Единой Комиссии по осуществлению закупок системами контроля и видеонаблюдения, возможности использования современных информационных технологий (системы электронных торгов, и электронных торговых площадок), обеспечения информационного доступа к изменениям правового регулирования сферы закупок. Рекомендуется выстроить систему повышения квалификации не только сотрудников, задействованных на всех стадиях закупочного процесса, но и сотрудников, осуществляющих контроль, а также обеспечить постоянное их информирование об изменениях и новациях правового регулирования сферы закупок.
Глава 4. Заключительные положения
Положения настоящей Методики рекомендуются к применению должностными лицами заказчика и уполномоченного органа на всех этапах осуществления закупки: от формирования потребности в закупке и подготовки технического задания до приемки и оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В случае выявления одного или нескольких коррупционных рисков, должностному лицу, выявившему риски, в течение одного рабочего дня с момента их выявления, необходимо довести информацию о закупке, содержащей риски, до сведения руководителя.
По результатам рассмотрения информации о заказе, содержащем риски, руководитель или лицо, его замещающее, принимает одно (несколько) из следующих решений:
- о проведении служебной проверки в отношении должностного лица, ответственного за выполнение действий, содержащих коррупционные риски на различных этапах осуществления закупок товаров, работ, услуг;
- о направлении информации (материалов) действиях, содержащих коррупционные риски, в правоохранительные и (или) контролирующие органы;
- принимает иные меры по противодействию коррупции.