Глава

Асалханов Анатолий Сындыбаевич

Глава администрации

График приема граждан

Был в Усть-Орде даже аэропорт

20 марта 2023

Был в Усть-Орде даже аэропорт

Сейчас этот район Усть-Ордынского называют Жилой массив «Аэропорт». Называют с тех пор, как его передали в собственность нашего поселка, с 2011 года. И сегодня это действительно быстро растущий микрорайон поселка со своими улицами, дорогами, добротными домами.

Однако не каждый усть-ордынец нового поколения знает, что в нашем поселка действовал настоящий аэропорт и был в своем роде уникален. Другого такого в СССР не было. А о том, что здесь некогда находился настоящий аэропорт, усть-ордынцам напоминает лишь земля – территория бывшей грунтовой трехполосной взлетно-посадочной полосы благодаря особой глине и постоянной обработке катком до сих пор имеет высокую прочность. 

Созданный в пик развития советской авиации в октябре 1938 года аэродром в Усть-Ордынском был спроектирован как запасной от Иркутского аэропорта. Местность, которая отличается ясной погодой и хорошей видимостью, стала одним из главных преимуществ Усть-Ордынского аэропорта. Причина – отсутствие поблизости крупных водоемов и высоких гор.

Когда глубокой осенью Ангара начинала туманить и Иркутск полностью переставал выпускать и принимать воздушные судна, на помощь приходил аэропорт Усть-Ордынского. Всего 15 минут – и самолеты из Иркутска уже приземлялись в поселке. В 1960-х годах даже шли разговоры о том, чтобы перенести основную базу Иркутского аэропорта в Усть-Ордынский. Однако комиссия не решилась дать добро на этот проект, поскольку, по мнению ее представителей, поселок находится далеко от города.

В штате Усть-Ордынского аэропорта числилось около 60 человек. Техническая оснащенность отвечала духу времени. Без учета НЗ (на случай войны) запас керосина составлял миллионы килограммов. Усть-Ордынский аэропорт был единственным в стране, где действовала централизованная заправка – самолеты заправлялись не из спецмашин, а из колонки, установленной на поле. От базы ГСМ до места заправки был проведен подземный трубопровод.

Другой достопримечательностью аэропорта были пятиметровые серп и молот, установленные на площади перед аэровокзалом. Наряду со всадником, только с воздуха,  они стали своего рода визитной карточкой Усть-Орды. Рассмотреть их можно было уже на подлете к поселку.

Свой первый гражданский авиарейс Усть-Ордынский аэродром осуществил 28 июня 1957 года. В этот день из Иркутска в Усть-Орду вылетел 15-местный ЛИ-2.Полет до столицы соседней Бурятии длился 18 минут, а сам маршрут «Усть-Орда-Улан-Удэ» позднее стал пользоваться большой популярностью у жителей Усть-Ордынского округа и Бурятии и был регулярным. Так, из столицы нашего округа до столицы Бурятии маленькие самолеты летали восемь раз в неделю. Стоимость билета составляла всего 7 рублей. Впоследствии она вырастет до 400 рублей и число желающих улететь значительно поубавится.  

Усть-Ордынский принимал на свою грунтовую взлетно-посадочную полосу все типы самолетов: турбинные, реактивные, поршневые. За сутки здесь приземлялось не менее десяти самолетов – как военных Ту-16, так и гражданских Ту-104. Уникальный дерновый пласт достойно выдерживал колоссальную нагрузку. В период реконструкции Иркутского аэропорта в 1989 году, тогда в Усть-Ордынском принимали практически все самолеты, за исключением тяжелейших Ту-154. В течение 24 часов три полосы принимали до 70 бортов.

Усть-Ордынский аэродром был нужен и незаменим. В то же время из-за эксплуатационной и технической специфики его история не обошлась без авиакатастроф

В начале 2000-х годов память местных жителей хранила четыре послевоенные авиакатастрофы. Так как наш аэропорт был запасным от Иркутского, он являлся своеобразной палочкой-выручалочкой, пользовались которой в самых экстренных случаях и непогоду. К тому же на базе Усть-Ордынского аэропорта регулярно проходили тренировочные полеты военных летчиков. Этими двумя факторами и объясняется столь высокая аварийность.
Погода в Иркутске и в Усть-Орде мало чем отличается, поэтому самолеты садились все в тот же дождь и туман. Грунтовая взлетно-посадочная полоса не выдерживала. Самолеты проваливались в раскисший грунт, и после посадки их часами вытаскивали из грязи на тракторах – тросы рвались один за другим. Тем не менее, за все время существования аэропорта произошла лишь одна крупная авария гражданского судна. Случилось это, по воспоминаниям, в 1959 году. Тогда Иркутск не принял на посадку следовавший из Хабаровска самолет Ту-104. 

В Усть-Орде несколько дней шел дождь. Хотя аэропорт со всех сторон продувался ветрами, над поселком и его окрестностями стоял густой туман. Несмотря на нулевую видимость, самолет решили посадить, так как горючее было на исходе...

Из-за тумана огни взлетно-посадочной полосы можно было рассмотреть лишь при критическом снижении. Когда с первого захода экипаж промахнулся, самолет пошел на второй круг.

Не набрав нужной высоты, самолет стал разворачиваться и одним крылом коснулся холма к юго-западу от Усть-Орды. Плоскость тут же отвалилась. Самолет накренился на другое крыло – и оно отломилось. Бескрылую машину с полным салоном пассажиров потащило холмом. Отлетело шасси. Раскололся сам корпус летательного аппарата... Казалось, что после такого вряд ли кто выживет. Каково же было удивление работников аэропорта, поспешивших на помощь, когда они обнаружили, что все пассажиры живы. К сожалению, тогда погибли два члена экипажа.
История свидетельствует, что военные в небе Усть-Орды гибли чаще, чем гражданские. 

В 60-х годах на самолете МиГ-15 погибли два капитана – заклинило управление. Совершая в спарке мертвую петлю, пилоты не смогли вывести машину из пике и врезались в гору.
В 70-х справа от дороги на Осу упал военный Ан-2. При посадке у него оторвалась лопасть несущего винта и самолет мгновенно рухнул. На землю экипаж не успел передать ни слова. Погибли четыре человека.
Но, пожалуй, самая памятная и нелепая катастрофа произошла с транспортным военным самолетом Ту-16. Из-за перегрузки он не смог взлететь, выскочил за полосу в сторону Кулункуна, перевалил автотрассу и выкатился на пашню, придавив корову и пастушка.

 

Лето 1997 года стало самым сложным в жизни аэропорта. Тогда в Иркутском аэропорту шел ремонт и в Усть-Орде садилось по 70 самолетов в день. За сутки через аэропорт проходило до трех тысяч пассажиров, которых нужно было встретить, разместить, отправить в город. По этому случаю даже заасфальтировали площадь перед аэровокзалом. Оказалось, напрасно.

Оно же, лето 1997-го, стало последним перед закрытием аэропорта. Открытый в 1938 году, он просуществовал 60 лет и вдруг стал не нужен: к тому времени появился запасной порт в Инте (республика Коми), стоимость билета на рейсы стремительно росла, что привело к резкому сокращению пассажиропотока. Не хватало топлива, запчастей. Содержать убыточный аэропорт Иркутск не захотел и в 1997 году передал его в ведение Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. 

Здание аэровокзала постепенно разрушалось, а по краям трехкилометровой взлетно-посадочной полосы начали строиться дома. Теперь точно, в случае необходимости самолет в Усть-Орде уже не посадишь.

Подготовила Ольга АМАГЗАЕВА

 

Дата создания: 20-03-2023
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: